top of page

балет

Балет - это один из самых прекрасных видов искусства, ведь в нем сливается визуальное, пластическое, музыкальное. Русский балет развивался только с XVIII столетия, как и все светское искусство в России, но стремительно возвысился до мирового признания. В XX столетии С. Дягилев, известный деятель культуры, организовал «Русские сезоны» балета в Париже, а в дальнейшем возглавил балетную антрепризу Ballets russes. В его спектаклях принимали участие всемирно известные танцоры А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина, И. Рубинштейн, М. Кшесинская. 

В его театре можно было увидеть не только постановки на классические сюжеты, например, «Сильфиды» Ф. Шопена, но также работы современных композиторов, например, М. Равеля и И. Стравинского. Все эти имена известны любому, кто интересуется историей культуры. 

Художники того времени также вдохновлялись красотой и возвышенностью балетных постановок, гибкостью и пластикой танцоров. Скульптор С. Н. Судьбинин стал первым в России, кто отразил искусство театра ХХ века в произведениях из фарфора. В 1913 году он изготовил для Императорского фарфорового завода скульптуру "Балерина Карсавина в роли Сильфиды в одноименном балете". Статуэтка необычна в исполнении, она имеет только одну точку опоры и всегда изготавливается в белом бисквитном фарфоре. «Лучшая работа театральной серии,- по мнению исследователя русского фарфора Т. В. Кудрявцевой,- изображение звезды русской сцены, блестящей исполнительницы новаторских идей М. М. Фокина Т. П. Карсавиной. Судьбинин сумел остановить движение и запечатлеть в летящем силуэте тонко моделированной фигурки знаменитый арабеск балерины» (Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПБ.,2003.С.237).

Скульптуру "Балерина Т. Карсавина в роли Зобеиды в балете «Шахеризада" исполнил скульптор Дмитрий Иванов на Государственном фарфоровом заводе в 1922 году. В разных росписях эту статуэтку тиражировали в 1950-60-е годы, и до сих пор выпускаются на заводе.

Скульптурный подчасник «Одалиска с арапчонком»

Фарфорово-керамическая мастерская Петербургской Школы

Общества поощрения художеств, 1912 год.

Автор формы и росписи — скульптор А. Я. Брускетти-

Митрохина.

Без марки.

Дата на круглом отверстии для часов: 1912

Фарфор, роспись цветными глазурями, золото.

На визуальную искусствоведческую экспертизу

представлен скульптурный подчасник (фарфор, цветные

глазури), изображающей двух фигурную композицию –

театральную сцену из жизни восточного гарема: полная

неги одалиска, облокотившаяся в изящном наклоне на тумбу

(подставка для часов) с вазой и фруктами, и сидящий у подножия мальчик-арапчонок.
На основании сравнительно-стилистического анализа,

подписей-меток и технологических особенностей можно утверждать, что данное произведение является авторской работой А.Я. Брускетти-Митрохиной, самого яркого, но малоизученного художника-керамиста эпохи Серебряного века. Это станково-декоративное скульптурное произведение было выполнено в фарфорово-керамической мастерской Школы Общества поощрения художеств, где художница работала в 1909-1915 гг., и является характерным примером художественного стиля мастера, его индивидуальной пластической манеры. Антикварно-музейному сообществу известны три варианта данного подчасника, выполненные автором в 1910-е – 1920-е гг., из которых два, подписанных 1912 г., находятся в коллекции ГЭ (опубликован в кн.: Т.Л. Астраханцева. Русская керамическая скульптура в творчестве художников Серебряного века. М., 2014) и в частном собрании (представлен на экспертизу), третий – 1922 (частная коллекция). 

Брускетти-Митрохина Алиса Яковлевна (1872, Ромны Полтавской губ. - 1942, блокадный Ленинград), художник - керамист, график, скульптор. Училась в МУЖВЗ (1892 - 1901) одновременно на двух отделениях: живописи и скульптуры, педагоги: И. Левитан (от него у нее исключительно тонкое чувство цвета), В. Серов (раскрывший в ней дар портретиста), К. Коровин, С. Волнухин и П. Трубецкой. С Волнухина началась "новая кривая русской скульптуры", работа исключительно с живой моделью натурных этюдов. П. Трубецкой передал умение видеть в текучих и живописно-аморфных композициях изменчивость натуры. Отсюда в творчестве Брускетти не только пластичность и изящество, но и портретность и психологическая глубина в изображении лиц и образов. Строгановское училище, которое художница посещала в начале 1900-х гг., дало чувство декоративности и понимание особенностей керамики и орнаментальной стилизации. По окончании МУЖВЗ Брускетти работала под. рук. М. Врубеля в гончарной мастерской С.И. Мамонтова "Абрамцево" за Бутырской заставой (1901-1906). В 1906 г. «совершенствовалась» в парижской мастерской П. Трубецкого и в других частных студиях.

Еще в Абрамцевской керамической мастерской она обратилась к теме часов, создав в майолике подставку для часов «Будда (ГТГ), приписываемую ранее Врубелю. В те годы Брускетти находилась под сильным влиянием великого художника и всегда считала его своим учителем.

С 1906 по 1908 гг. преподавала в Коммерческом училище в Твери. В 1908 г. переехала в Петербург и вплоть до 1915 года работала в фарфорово-керамической мастерской Школы Общества поощрения художеств, пробуя себя в разных керамических материалах: фарфоре, фаянсе, майолике. В 1910 вышла замуж за художника- мирискуссника Д.И. Митрохина.

1907-1910-е гг. – это время расцвета театральных постановок М. Фокина. В эти же годы, став свидетельницей успеха, увлеченная красотой человеческого тела,пластической выразительностью балерин, Брускетти-Митрохина создает «скульптурную энциклопедию русского балета».

Одной из ее страниц, по нашему предположению, является композиция данного подчасника, где изображена сцена из фокинского балета «Египетские ночи» (1908-1909), поставленного в Мариинском театре на музыку Аренского

(по новелле Готье «Ночь в Египте») и где первой исполнительницей главной роли Береники была великая Анна Павлова. В композиции запечатлена сцена, когда героиня приходит на берег Нила в храм с кувшином со священной водой ( кувшин изображен в композиции 1922 г.) и ждет свидания со своим возлюбленным. Брускетти тонко чувствует психологию фокинского балета и создает выразительный образ. Скульптурный образ Береники в костюме одалиски необычайно пленителен, эротичен, исключительно пластичный. Учитывая склонность автора давать портретные изображения и возможность сравнения скульптуры с сохранившимися фотографиями, можно предположить, что в образе одалиски изображена именно Анна Павлова, узнаваемы черты ее узкого продолговатого лица с подчеркнуто черными бровями, манера держать голову, костюм, нарочито эротичный, турецкие шаровары, драгоценности на шее, обвивающие тулово, детали головного убора. 

В эти годы А. Павлова блистала во многих спектаклях на восточную тему: в балете «Дочь фараона» (1907) она танцевала в восточном костюме без корсета с полуобнаженной грудью, в спектакле «Египетские ночи», в его французском варианте «Клеопатра», в «Шехерезаде». В костюмах и декорациях к «Египетским ночам» М. Фокин принимал самое активное участие, он писал: «Помню, как я ее (Павлову) однажды гримировал, я показал ей краску, которую она должна была наложить на тело, чтобы походить на египетскую девушку... Затем нарисовал ей длинные брови, удлинил разрез глаз, а вместо традиционных губ сердечком резко подчеркнул естественную линию ее рта — от самой не в том или ином техническом трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ». Вот этот образ и воплотила Брускетти в своей скульптуре. Надо также отметить, что в брускеттиевских восточных костюмах есть влияние и искусства Л. Бакста, эскизов костюмов (полу-турецких, полу-персидских, как он их сам называл) к спектаклям «Клеопатра» и «Шехерезада», Павловой осталось очень мало... И тогда и мне, и самой Павловой стало ясно, что ее сила, ее обаяние заключаются не в том или ином техническом трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ». Вот этот образ и воплотила Брускетти в своей скульптуре. Надо также отметить, что в брускеттиевских восточных костюмах есть влияние и искусства Л. Бакста, эскизов костюмов (полу-турецких, полу-персидских, как он их сам называл) к спектаклям «Клеопатра» и «Шехерезада», 

еще раньше в 1908 г. художник создал специально для А. Павловой костюм к балету «Саломея» по пьесе О. Уальда, во многом определивший конструкцию и декор скульптурной Береники, представленной как одалиска с открытой грудью и в шароварах.

Бакст был инициатором не только театральных декораций к «Русским сезонам», но и был автором изобразительной части журналов «Аполлон» (1909-1917), через который в Россию доходили «Вести с Запада», которые публиковала рубрика журнала, и ее обозреватель искусствовед Я.А. Тугендхольд, писавший в одном из номеров о том, что «костюмы Шехерезады поистине шедевры, особенно костюм Зобеиды с ее длинными дикими и странными шароварами» (1910, No 8, С.64). Муж Брускетти Д.И. Митрохин считал, что ново, сильно и артистично было то, что подписывали имена: Лансере, Билибин, Бакст.

Технологические особенности: фарфоровая масса серого цвета (что было характерно для кустарного производства керамической мастерской Школы ОПХ), глазури, пигменты, золото. Цветовая палитра приближена к майоликовой, с преобладающими синими, зелеными, фиолетовыми тонами. Скульптура вылеплена в мягком материале методом отминки.

Представленное на экспертизу произведение А.Я. Брускетти — редчайший художественный образец керамической скульптуры Серебряного века с его любовью к театральности, балету и экзотизму. Наряду с шедеврами М. Врубеля, А. Головина, Н. Андреева скульптура А.Я. Брускетти-Митрохиной как образец авторского исполнения несет в себе не только очарование и дух эпохи, но является уникальным высокохудожественным произведением музейного уровня.

Произведение бесспорно имеет исключительное историко-художественное значение и представляет огромный интерес для музейного сообщества и коллекционеров.

Эксперт:

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, член Художественно-экспертного Совета Министерства культуры Московской области, заслуженный работник культуры РФ

Т.Л. Астраханцева

bottom of page