БЮРО
ГАМАЮН
Каплянский Б.Е. Голова мужчины. Начало 1950-х (по модели 1929 г.)
Каплянский Б.Е. Аня. 1940
Каплянский Б.Е. Сидящая. Кон. 1970-х
Каплянский Борис Евсеевич (1904 - 1984)
Скульптор Борис Евсеевич Каплянский родился в Москве в 1904 году, еще в детстве переехал в Петербург, где обучался в Коммерческом училище и увлекался рисованием, а в 1918 году стал студентом живописного отделения Академии художеств. После первого курса он был зачислен в класс К. Петрова-Водкина, но уже в 1921 году перешел в мастерскую А. Матвеева. Александр Матвеев стал одним из ключевых скульпторов-преподавателей послереволюционной эпохи. Его последовательная система обучения воспитала целый ряд скульпторов, следовавших за вдохновляющей установкой на раскрытие красоты и сложности натуры через форму, пропорции, движение.
В 1924 году обучение в скульптурной мастерской ВХУТЕМАСа было окончено, и Б. Каплянский оказался одним из лучших выпускников, которого рекомендовали к стажировке во Франции. Творческая командировка не состоялась, но уже в 1928 году появились первые работы скульптора на выставке, организованной объединением «Круг художников» в Русском музее.
«Голова старика» и «Голова матери», экспонированные в 1929 году показывают, какие образные и формальные задачи решал автор - простая архитектоника бюстов, живая пластическая поверхность, напряженность черт, попытка проникнуть в суть своих моделей.
В 1930 году скульптор начал преподавать скульптуру архитекторам, а в 1933 году вернулся в мастерскую А. Матвеева в качестве аспиранта. В 1939 году совместно с товарищами по классу А. Матвеева работал над ленинградским павильоном на ВСХВ, где познакомился с монументальной скульптурой.
Главной страницей в творчестве Каплянского стали портреты. В отличие от многих современников, он стремился обратить внимание не на важных исторических деятелей, а на простых людей. В их образах он раскрывал интересных и значительных личностей, тем самым создавая собственное понимание и облик эпохи.
В портрете Ани 1940 года скульптор передает целостность личности через ее особенные черты: стройную изящную шею, приподнятый подбородок, мягкий овал светлого юного лица. Эта работа стала важным этапом в жизни Б. Каплянского - здесь уже чувствуется единение мастера с материалом и натурой, окончательно сформировавшаяся творческая позиция художника.
В годы Великой Отечественной войны скульптор был на фронте, и к работе в мастерской вернулся уже в 1945 году. В первые послевоенные годы им была создана серия этюдов обнаженной натуры. В простых композициях, естественных позах он передает всю красоту человеческого тела, умело обобщая черты, но сохраняя индивидуальность моделей.
В 1950-60-х годах Б. Каплянский работал над скульптурой Пискаревского мемориального ансамбля. Простота и ясность пластического решения монументальной задачи подчеркивает героизм и трагизм памятника. В этот же период он создает множество портретов самых разных людей - студентов, художников, рабочих, рыбаков, взрослых и детей.
В поздних фигурах обнаженных скульптор все более обобщает, все глубже ищет ритмическую выразительность материала и натуры. «Торс» 1966 года, исполненный в шамоте, почти в полную величину, в отличие от его прежних 30-40-сантиметровых этюдов, утверждает его видение образа женской красоты.
В портретах 1960-1970-х годов меняются и задачи, и пластическая манера. Работы этого периода часто обладают декоративной выразительностью деталей, которые только подчеркивают внимательное изучение скульптором моделей. Его интересуют в это время молодые люди, в которых он ищет те духовные трансформации, которые рассказывают о становлении личности. В 1975 году он создал свой автопортрет, в котором можно увидеть человека с глубоким проницательным взглядом. Ясность, интеллигентность, верность творческому труду раскрывается в этом камерном, мягком образе.
В течение нескольких лет с 1974 года скульптор создавал проект памятника Борису Кустодиеву. В работе над бюстом скульптор, как и всегда, стремился не к монументальной, статичной выразительности формы, а к изображению живой натуры, творческого характера художника. Именно поэтому он использовал автопортретные рисунки Кустодиева, его письма, в которых хранится живая личность, а не фотографии с застывшим обликом. Бюст был установлен во дворике художественной галереи в Астрахани.
В 1970-е годы также были исполнены образы Эйнштейна, Сократа, в которых Б. Каплянский передал свое видение этих деятелей через выражение величия человеческой мысли. Портретное сходство в них условно, важна эпичность, сияние души.
В творчестве Бориса Евсеевича Каплянского нашли гармонию красота и правда, телесное и духовное. Его искусство рождено жизнью, и само благодаря этому оживает.
Каплянский Б.Е. Автопортрет. 1974
Каплянский Б.Е. Портрет А. Эйнштейна. 1978
Каплянский Б.Е. Б. Кустодиев. Кон. 1970-х