БЮРО
ГАМАЮН
Василий Васильевич Кузнецов (1881–1923)
Скульптор родился в Рязанской губернии, учился в Харьковском реальное училище. В Санкт-Петербурге начал осваивать искусство скульптуры в Академии художеств в студии Г. Залемана, а потом в мастерской В. Беклемишева. В годы обучения в Академии увлекся декоративно-монументальной скульптурой, начал работать совместно с А. Щусевым, В. Щуко, И. Фоминым, Ф. Лидвалем, М. Лялевичем и другими крупными архитекторами. Из-за активной творческой жизни скульптору не удалось получить диплом об окончании Академии, но к середине 1910-х годов Василий Кузнецов стал одним из центральных мастеров в декоративно-монументальной пластике.
В начале Первой мировой войны скульптор был приглашен на Императорский фарфоровый завод в качестве руководителя скульптурной мастерской. Продолжая работать в русле неоклассического искусства, он переключился на декоративно-прикладную пластику. На заводе он создавал не только статуэтки, но и предметы прикладного характера - вазы, шкатулки, подсвечники, чернильницы, кружки. Известными дореволюционными произведениями стали «Дама с попугаем», «Конек-горбунок», «Дама с розой» и другие.
После Октябрьской революции в творчестве появились новые сюжеты - были созданы бюст Карла Маркса, скульптура «Красногвардеец».
Василий Кузнецов был заведующим скульптурной мастерской завода до 1919 года, когда он вместе со своей семьей покинул Петроград. Проживая в Саратовской губернии, мастер продолжил работу для завода. Его ученица Наталья Данько, ставшая новой руководительницей мастерской, выпускала модели В. Кузнецова в массовое производство, отправляла их на выставки. Самым интересными произведениями этих лет стали статуэтки из серии «Знаки Зодиака» - «Пастух», «Дровосек», «Скорпион», «Близнецы». Первые фигуры для серии были исполнены еще в 1916 году. Цикл композиций представляет собой народные мотивы, персонажей из крестьянской жизни, романтические и сказочные образы. Аллегоричность фигур подчеркнута стилизованной скульптурной трактовкой: формы лепятся скульптором широкой, геометризованно.
Роспись всей серии, и «Пастуха» в частности, выполнена очень сдержанно, как и было задумано скульптором. В основу положена белизна фарфора, расписанные детали только подчеркивают материал. Эти работы отличаются от прочих произведений скульптора - в них видно стремление мастера расширить стилистическую трактовку форму. Оставаясь верным принципам классицизма, он работает широкими плоскостями и упрощает форму, геометризует ее, создавая еще более декоративные, символичные образы.
На Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, которая состоялась в 1925 году, фигурки Василия Кузнецова были отмечены Золотой медалью.
Кузнецов В.В. «Пастух» («Овен») из серии «Месяцы года» 1923 г. (модель 1921 г.)
Персидская Е.Н. К знанию
Кузнецов В.В. Дама с попугаем. 1917
Кузнецов В.В. Скульптура «Рыба» (февраль) из серии «Месяцы года» («Знаки зодиака»). 1923 г. (модель 1918 г.)
Кузнецов В.В. Скульптура "Иванушка-дурачок и Конек-Горбунок". По сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок». До 1920 г.
Кузнецов В.В. Скульптура "Кузнечик" (июнь) из серии «Месяцы года» («Знаки зодиака»). 1923 г. (модель 1921 г.)
Кузнецов В.В. Красногвардеец. По модели 1918 г.
Кузнецов В.В. Скульптура "Косари" ("Близнецы") (май) из серии «Месяцы года» («Знаки зодиака»). 1923 г. (модель 1921 г.)