top of page

Российский Антикварный Салон XXXV

Бюро "Гамаюн" на Российском Анткварном Салоне XXXV, который проходил в Центральном Доме Художника в Москве с 19 по 27 октября 2013 года, представляло экспозицию работ известной художницы Ленинградского фарфорового завода - Анны Максимовны Ефимовой.

А.М. Ефимова (1897-1962)

Одной из ярких художественных персоналий в области советской вазописи стала личность Анны Максимовны Ефимовой. Ее "цветопись" по фарфору представляет собой уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве XX века. Динамичные композиции, широкая, свободная и насыщенная живопись Ефимовой "поет" о радости жизни, о красоте природы и ее изобилии.

Первые годы после окончания класса живописи К.С. Петрова-Водкина во Вхутемасе художница занималась иллюстрированием детских книг и журнала "Еж", а в 1932 году попала в лабораторию Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова под руководство Н.М. Суетина. В начале этого пути Ефимова осваивает новый материал, его пластические качества и возможности. Продолжая свой опыт работы в графике, она обращается к темам материнства, детства, что проявилось, например, в сервизе "Ясли". В это же время создаются агитационные произведения: блюдо "Да здравствует 1 Мая, праздник труда!", подносы "Религия - дурман народа" и "Происхождение праздника Рождества", чайник "Антирелигиозный". Графичность, умение работать на белом пространстве - листа или фарфорового изделия - характерны для раннего творчества Ефимовой. Тут же проявляется стремление художницы к орнаментальности и декоративности. Графичность же сочетается с живостью рисунка и тонким колоритом. В дальнейшем Ефимова все дальше уходит от графических приемов к живописным. Ее работы второй половины 1930-х годов по манере уже более свободны, мазок становится мягким, а краски более насыщенными. В это время исполнены такие работы, как пласт "Стахановский урожай", вазы "Колхозный сад. Вечер" и "Счастливое материнство". Сложные композиции произведений еще включают фигуры, но внимание художницы уже переключается на тему природы. Появляются и такие произведения, как ваза "Мичурин" и сервиз "Бельфлер-китайка", которые становятся предвестниками зрелого этапа творчества Ефимовой. Эти работы полностью посвящены миру природы, который трактован автором декоративно и монументально.

В период Великой Отечественной войны Ефимова оказывается в Таджикистане, оторванной от завода и от своей деятельности. В это время она занимается декоративно-оформительскими работами - расписывает помещения детского сада, фасад кинотеатра, где была возможность в полную силу развернуть монументальное художественное дарование.

По возвращении в Ленинград она продолжает работать на фарфоровом заводе. Послевоенное время в лаборатории завода ознаменовано увлеченными опытами с кобальтом и подглазурной росписью. В серии ваз, посвященных Таджикистану, соединились архитектоническое построение композиции и колористические эксперименты, что вылилось в творческий перелом в 1950-х годах. Новые технологии позволяли более экспрессивное выражение живописных интенций художницы. С этого момента меняется тематика, цвет и сам почерк Ефимовой. Все свое творчество этих лет художница отдала теме плодородия природы. Композиции, состоящие из фруктов и ягод, сочетают в себе реалистичную убедительность и декоративность. Кобальт, благодаря своей глубине, дает возможность Ефимовой особенно ярко проявить свой темперамент. В ее зрелом творчестве особую роль стал играть и сам фарфор - его белизна становится не пассивным фоном, а важным элементом "картинного пространства", живописной композиции. Одиночные предметы 1950-х годов исполнены в технике подглазурной и надглазурной росписи, в основном в кобальте и золоте. Эти смелые, оригинальные, монументальные по своей сути произведения кажутся зарисовками с натуры. Декор ваз во многом исходит от формы, и рисунок, обнимая тулово, живо покрывает всю округлую поверхность, давая новую картину в каждом ракурсе. Ее импровизационную манеру росписи воспроизвести очень сложно, за что художницу всегда упрекали на заводе. Поэтому предметы, исполненные в период расцвета ее творчества, чаще всего уникальны и не тиражированы.

bottom of page