БЮРО
ГАМАЮН
Домогацкий В.Н. Обнаженная. Конец 1910-х
Домогацкий Владимир Николаевич (1876-1939)
Владимир Николаевич Домогацкий родился в 1876 году, окончил частную классическую гимназию в Москве и юридический факультет Московского университета. Уже во время учебы он начал заниматься скульптурой в студии С.М. Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Школа Волнухина не имела четкой программы, но учитель внушал своим студентам любовь к профессии, отношение к ней как к призванию, глубинную связь с передвижничеством и академической художественностью формы.
С начала 1900-х годов начинается самостоятельная художественная карьера В.Н. Домогацкого. В ранних работах («Мальчик на лошади», «Боярин» и др.) чувствуется не только близость передвижнической скульптуре, но и влияние П. Трубецкого. Революционные события 1905 года находят отражение в его творчестве в виде бюста К. Маркса, не сохранившегося до наших дней. Импрессионистическое начало этого периода проявляется и в портретных образах, и в серии животных 1909 года.
Знакомство с авангардными течениями искусства в Париже в 1912 году впечатлили художника, но не оказались ему близки. Тем не менее, импрессионизм тоже постепенно начал уходить из его творчества. Одной из причин стало освоение камня, работа с которым требовала более длительного и конструктивного процесса. Со временем произведения Домогацкого становятся более четкими по силуэту, гладкими, но при этом живыми и разнообразными по фактуре. Задача его искусства была в раскрытии внутреннего мира человека, его характера, мыслей и чувств. Как он сам писал в автобиографии: «Выявление души человеческой - главная задача портрета. В портрете всегда хочется взять от человека все его лучшее» - отсюда его стремление к одухотворению и идеализации своих моделей, будь то образ Микеланджело или портреты детей и стариков.
Эта концепция портретного жанра в творчестве скульптора постепенно оформляется в 1910-х годах - в бюстах Р. Рачинского, А. Лосева, Л. Шестова, Вл. Соловьева.
После революции В.Н. Домогацкий наряду с многими мастерами эпохи подключается к осуществлению масштабной программы - плана монументальной пропаганды. Его персонажами стали поэт Дж. Байрон, философ Р. Декарт.
В 1920-е годы он создал галерею портретов творческих личностей, политиков, ученых, современников и исторических персонажей - В. Ватагина, профессора А. Котса, А. Анисимова, А. Пушкина, В. Вересаева, Л. Толстого, М. Бакунина, Я. Свердлова и др. Также были созданы портретные изображения сына и жены художника.
Важной частью творчества В.Н. Домогацкого стала обнаженная натура, в которой он проявил себя наиболее самобытно. Фигуры девушек отличает мягкая трактовка образов, пластичность, одухотворенная женственность. Скульптор обращался к разным видам и масштабам - от барельефов («Амазонка») до круглой скульптуры, от крупных форм до небольших статуэток.
В 1920-е годы скульптор активно занимался художественной политикой, был председателем Союза скульпторов, стал одним из деятелей Общества русских скульпторов, позднее - участвовал в формировании МООМХа. В конце 1930-х годов Домогацкий занимался преподаванием скульптуры.
Творчество В.Н. Домогацкого развивалось органично в первой половине XX столетия, полной на перемены и эксперименты. Весь свой творческий путь он посвятил поиску прекрасного и духовного в человеке, его искусство полно гуманизма и возвышенного восприятия действительности.
Домогацкий В.Н. Автопортрет. 1924
Домогацкий В.Н. Вл. Соловьев. 1915
Домогацкий В.Н. Микеланджело. 1935