БЮРО
ГАМАЮН
выставки
Русский авангард. Искусство для нового мира
Государственный Эрмитаж
08/12/2022 - 26/03/2023
Выставочный проект «Русский авангард. Искусство для нового мира» освещает историю появления авангарда и его жизнь в отечественном искусстве до сегодняшнего дня. Главным героем этой истории стал фарфор. Кураторы демонстрируют, как на смену модерну и неоклассицизму приходит красочное разнообразие революционного декоративно-прикладного искусства. В этом процессе важную роль сыграли художники авангарда - В. Кандинский, К. Петров-Водкин. К. Малевич и его ученики. Витрины с фарфоровыми произведениями дополнены живописными полотнами из собраний Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа. Также в экспозиции широко представлена графика художников фарфорового завода Петрограда-Ленинграда. Подготовительные эскизы к росписям сервизов, блюд и тарелок редко становятся экспонентами даже таких узкоспециальных выставок.
Фарфор 1930-х годов представляет темы, обусловленные новыми установками государственной пропаганды - спорт, индустриализация, покорение Севера. Однако и в этих произведениях видны отголоски авангардного искусства предыдущего десятилетия.
Новый виток осмысления традиций русского авангарда пришелся на эпоху оттепели. В 1960-е годы на заводе все еще работали ученики К. Малевича - А. Лепорская и Э. Криммер. В их работах супрематизм предстает в современном минималистическом ключе - с акцентом на форму и лаконичные цветовые включения.
По традиции выставок, организованных музеем Императорского фарфорового завода, в экспозицию включены работы современных художников-фарфористов. Произведения 1990-2000-х годов представляют собой как оммажи авангардному искусству и его творцам, так и актуальные интерпретации «канонов» агитационного и супрематического фарфора.
«(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева»
Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге
24/03/2021 — 16/05/2021
Выставка классической русской скульптуры в Центральном выставочном зале «Манеж» раскрывает с новых сторон отечественную пластику XVIII - начала XX столетия.
Сюжетная и портретная, монументальная и станковая скульптура из крупных музейных собраний и небольших региональных коллекций представлена в концептуальном выставочном пространстве. По задумке кураторов и режиссера Василия Бархатова персонажи произведений живут в оперном театре. Портретные бюсты Ф. Шубина можно встретить в фойе, а на сцене, за кулисами, в коридорах зрителей встречают герои мастеров Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. На выставке представлено 65 имен скульпторов от Ф. Шубина, И. Матроса до А. Матвеева, А. Голубкиной, С. Коненкова.
Масштабный выставочный проект позволяет рассмотреть особенности пластического искусства без оглядки на живопись и графику, впервые познакомить зрителей со знаковыми произведениями скульптуры. Отсутствие хронологического порядка, эффектное экспонирование дает возможности для самостоятельного исследования и эстетического опыта.
«ДЕЙНЕКА / САМОХВАЛОВ»
Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге
18/11/2019 — 19/01/2020
Центральный выставочный зал «Манеж» представил выставочный проект «Дейнека / Самохвалов», посвященный двум выдающимся советским художникам: Александру Дейнеке и Александру Самохвалову.
Оба художника были активными участниками художественной жизни Советской России, оба начинали свой путь в 1920-е годы. Их творческие замыслы во многом перекликались, сюжеты и идеи часто совпадали. Героями их произведений становились красноармейцы и спортсмены, рабочие и исторические личности. Александр Дейнека входил в 1920-е годы в московское Общество станковистов, а Александр Самохвалов - в ленинградский «Круг художников», близкие по художественным задачам объединения.
Выставка представляет собой футбольное поле с трибуной, в центре которого шесть основных разделов - война и мир, обнаженная натура и герои, труд и спорт. По замыслу куратора Семена Михайловского и дизайнера Антона Горланова, между художниками происходит спортивное/художественное соревнование, и публике предоставляется возможность сравнить творчество этих двух мэтров советского искусства.
На выставке собрано 300 произведений живописи, графики, пластики и фотографии из 37 музеев и 9 частных собраний. Масштабный проект, позволяющий по-новому взглянуть на творчество Александр Дейнеки и Александра Самохвалова, доступен для зрителей до 19 января 2020 года.
Художники «Мира искусства». Исторические прогулки
"Ленинград Центр"
18/10/2019 - 1/12/2019
«Ленинград Центр» представил вторую часть трилогии выставок, посвященных 120-летнему юбилею основания «Мира искусства».
В экспозицию вошло несколько десятков произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства отечественных художников рубежа XIX-XX веков. А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, Б. Кустодиев, В. Серов Н. Рерих, И. Билибин, М. Добужинский - ключевые мастера дореволюционной эпохи, чьи произведения широко представлены в коллекциях крупнейших российских музеев. «Ленинград Центр» в своем проекте собрал шедевры из частных собраний, обычно не доступные для широкого круга зрителей.
Все работы датируются 1890-ми-1920-ми годами, охватывают весь период существования объединения «Мир искусства» и все многообразие жанров, приемов и стилей, к которым тяготели участники художественной группы. На выставке можно увидеть живописные произведения, графику, предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, керамику, фарфор. «Бюро Гамаюн» предоставило организаторам керамическую вазу «Летящий Демон» работы В.А. Серова. Созданная под влиянием врубелевских образов, монохромная ваза с рельефной фигурой крылатого Гения, представляет нам трагическое и символическое видение В.А. Серовым поверженного Демона.
Небольшая, но очень ценная выставка в «Ленинград Центре» открыта до 1 декабря 2019 года и в полной мере раскрывает творчество художественного объединения, определившего лицо русской культуры в начале XX столетия.
"Дар Олега Яхонта"
Государственная Третьяковская галерея
5/10/2019 - 19/01/2020
Выставочный проект «Дар Олега Яхонта» представляет переданную музею коллекцию Олега Васильевича Яхонта и раскрывает его талант собирателя искусства, художника, скульптора, реставратора, искусствоведа.
Экспозиция состоит из двух разделов: собрание работ отечественных художников XX столетия - Б.Н. Терновца, М.Д. Рындзюнской, А.М. Гюрджана, Б.Д. Королева, И.И.Машкова, и произведения самого О. Яхонта, исполненные в пластике и графике.
Важнейшими экспонатами являются кубистические работы Б.Д. Королева - «Женская фигура (Кубистическая композиция)» 1920 года и «Карл Маркс» 1919 года, выполненный в рамках плана монументальной пропаганды. Представленные на выставке рисунки скульптора - «Архитектурные композиции», эскиз надгробия Т.И. Нетте помогают раскрыть индивидуальность творчества мастера в 1920-е годы. Скульптуры Марины Рындзюнской «Женщина с ребенком», «Сидящая женщина», а также произведения Акопа Гюрджана и Бориса Терновца также являются важным вкладом в изучение развития скульптуры первой трети XX века.
Целый ряд бережно хранимых и отреставрированных произведений мастеров XX века, а также работы самого Олега Яхонта войдут в собрание Государственной Третьяковской галереи и станут доступными для публики и исследователей истории искусства.
"Союз молодежи"в ГРМ
04/07/2019-02/09/2019
С 4 июля 2019 года в Русском музее открыта выставка «Союз молодежи». Масштабная экспозиция рассказывает о первом авангардном объединении художников, которое официально существовало с 1910 года.
Впервые представленная монографическая выставка собрала около 200 произведений петербургских и московских художников И. Школьника, М. Матюшина, Е. Гуро, З. Мостовой, Н. Любавиной, Р. Воинова, П. Филонова, К. Малевича, О. Розановой, братьев Бурлюков, Н. Гончаровой, М. Ларионова и др.
«Союз молодежи» консолидировал все силы молодых художников, стремящихся отойти от академического диктата. Активная деятельность объединения распространялась не только на изобразительные виды искусства, но также и на театр, литературу. Издавались теоретические работы об искусстве, периодические издания. Под эгидой «Союза молодежи» были организованы всем известные спектакли «Победа над солнцем», «Владимир Маяковский», которые стали символами дореволюционной эпохи.
«Союз молодежи» стал средой для становления русского авангарда, созданной для обмена творческими идеями на выставках, дискуссиях, встречах.
Произведения живописи, графики, театральных проектов из коллекций Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного художественного музея Латвии, Национальной галереи Армении, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Ульяновского областного художественного музея, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного литературного музея, Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Ярославского художественного музея и частных собраний можно будет увидеть в корпусе Бенуа до 2 сентября 2019 года.
Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре
в ГРМ
25/04/2018-30/07/2018
На выставке «Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре» собрано несколько сотен произведений отечественной керамики 1920-х — начала 1990-х годов из коллекций ГРМ, ГЭ и частных собраний. Также на выставке представлены произведения советской графики и скульптуры на спортивную тематику из коллекции Русского музея.
Выставка предлагает зрителям проследить, каким образом тема здорового образа жизни видоизменялась и отражалась в отечественном искусстве XX столетия.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ И ЭРМИТАЖ В 1917 ГОДУ.
История создавалась здесь
Государственный Эрмитаж
26/10/2017 - 04/02/2018
Государственный Эрмитаж подготовил к юбилею революции масштабный проект под названием «Штурм Зимнего», центральной частью которого оказалась выставка «История создавалась здесь». Действительно бывшая императорская резиденция была в эпицентре революционных событий, именно здесь произошел переломный момент в событиях октября 1917 года, который определил будущее страны.
Выставка в Эрмитаже восстанавливает хронологию первых десятилетиях двадцатого века: начиная с частной жизни последних Романовых, истории дворца в годы Первой мировой войны, следом - о Февральской революции и Временном правительстве, обосновавшемся также в Зимнем дворце, и уже потом об Октябрьском перевороте. Выставку можно назвать комплексной - в ней сочетаются свет, звуки, мультимедийные материалы, исторические предметы и, конечно, художественные произведения - портреты, работы фирмы Фаберже.
ВЕТЕР РЕВОЛЮЦИИ.
Скульптура 1918 - начала 1930
Новая Третьяковка, Крымский вал, 10
29/09/2017 - 11/02/2018
Выставка, приуроченная к юбилею революции, раскрывает вереницу образов, созданных современниками бурных событий эпохи. Революционеры, политические и культурные деятели, рабочие, крестьяне, красноармейцы - главные персонажи отечественной истории 1918-1930-х годов, сложного и беспокойного периода в истории Советской России. На выставке центральную часть занимает фигура В. Мухиной «Ветер», которая была создана как раз в это время перемен и представляет собой новый идеал женской красоты. Кроме знаковых и известных произведений В. Мухиной, И. Шадра, С. Коненкова, Государственная Третьяковская галерея открыла запасники с давно не выставлявшимися работами: можно увидеть, например, скульптурные бюсты Н. Альтмана, «Беспризорники» И. Жукова, проект памятника К. Марксу А. Гюрджана и др.
Советские власти сделали ставку на скульптуру - вид искусства, который способен передать революционный дух массам. Поэтому в послереволюционную эпоху работал План монументальной пропаганды, было создано такое количество проникновенных, сильных образов, родилось множество талантливых мастеров. Со временем ваяние ушло на дальний план по сравнению с силой воздействия кинематографа, телевидения, интернета. Сегодня мы вновь раскрываем эстетику этого сложного трехмерного искусства, и Третьяковская галерея с юбилейным проектом «Ветер революции» не отстает от данной тенденции.
МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА. Часть 1.
Собрание Романа Бабичева
ММСИ, Петровка, 25
27/09/2017 - 20/11/2017
Собрание известного коллекционера Романа Бабичева, насчитывающее несколько тысяч объектов отечественного искусства XX века, участвовало в различных выставках и проектах последних лет. Огромная аналитическая работа, проведенная искусствоведами на основании коллекции, выявила новые пласты и тенденции в до сих пор исследуемой эпохе авангарда.
Кураторами запланирована целая серия выставок на различные темы, которые исчерпывающе раскрыты в частном собрании. Первая часть проекта, открывающаяся 27 сентября в ММОМА на Петровке 25, представит широкий обзор заявленной темы. Следующая часть будет открыта уже 28 ноября и продемонстрирует зрителям произведения Ленинградской школы 1920–1950-х годов.
Будут представлены живопись, скульптура, графика, эскизы театральных декораций таких мастеров, как А. Лентулов, П. Кончаловский, Н. Удальцова и др. Экспозиция раскроет понятие и разнообразие советских модернизмов, соотношение и преемственность между различными эпохами в российском искусстве.
СКУЛЬПТОР АНДРЕЕВ. «Кем вы были до семнадцатого года?»
В ГТГ
20/09/2017 - 21/01/2018
Скульптор Николай Андреев знаком публике как автор серии портретов В. Ленина. Но это было в его творчестве уже после революции. Тем не менее, к 1918 году он был уже сформировавшимся мастером с багажом произведений, достойных отдельного исследования. Именно этому периоду в его карьере с конца XIX века до 1917 года посвящена выставка в Третьяковской галерее. Музей обладает обширной коллекцией работ мастера и многие произведения выставляются впервые. Это может позволить проследить эволюцию стиля скульптора, его интересов, изучить осуществленные и так и не увидевшие свет проекты. На выставке представлены его эксперименты с майоликой, театральные эскизы, фотографии. Экспозиция в полной мере раскрывает художественный путь мастера от мастерской С. Волнухина к революционной эпохе и хрестоматийным портретам В. Ленина.
Художники «Общества русских скульпторов».
В ГРМ
10/08/2017 - 20/11/2017
На волне революции искусство скульптуры приобрело особенную значимость и пережило подъем и расцвет всех творческих сил той эпохи. Можно сказать, что строительство нового мира спровоцировало возрождение и расцвет пластического искусства. Многие творческие силы были направлены на художественные поиски в области ваяния. Молодые и опытные мастера, вышедшие из разных слоев общества, работавшие в разных стилевых направлениях, объединились в середине 1920-х годов в Общество русских скульпторов. В. И. Мухина, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий, В. А. Ватагин, С. Д. Эрьзя, Д. Ф. Цаплин, И. М. Чайков и другие известные художники входили в ОРС. Несмотря на то, что основная производственная и выставочная деятельность общества происходила в Москве, в Государственном Русском музее хранятся яркие примеры работы объединения. Экспозицию выставки составили несколько десятков произведений, представляющих разнообразную картину жизни России 1920-30-х годов.
Искусство в жизнь. 1918–1925
В ГРМ
17/08/2017 - 20/11/2017
Столетний юбилей Октябрьской революции дал повод вновь взглянуть на это событие в контексте истории России. Можно по-разному его оценивать, но вне всякого сомнения оно подарило толчок к развитию искусства и вследствие этого - богатое культурное наследие, которое все еще не исследовано полностью. Выставка «Искусство в жизнь» посвящена деятельности Декоративного института в Петрограде и так называемому агитационному искусству, во всем его разнообразии представленному в коллекции Государственного Русского музея. В собрании находится около 30 предметов прикладного искусства, эскизы оформления города, модели памятников для плана монументальной пропаганды, коллекция продукции Государственного фарфорового завода. Авторами этих работ являются Н. Альтман, И. Школьник, Н. Лапшин, Е. Витенберг, С. Чехонин, Б. Королев и другие художники, оставившие след в истории отечественного искусства.