БЮРО
ГАМАЮН
Спорт - это одна из древнейших тем в искусстве, к ней обращались художники еще в античные времена, когда во главу угла было поставлено стремление к целостной гармонии человека. Именно в гармонии высокого интеллекта и силе телесной заключалось совершенство личности. Фидий, Мирон, Поликлет и другие скульпторы древности отобразили человека во время занятий спортом, показали его в движении и объеме. На долгие века и спорт ушел на дальний план, и художники не изображали обнаженное человеческое тело. Со времен Возрождения снова появляется образ атлетически сложенного человека, но теперь уже в контексте христианской концепции «человек как подобие божие». Непосредственно к теме спортивной художники возвращались крайне редко, вероятно, только в XX столетии в Советском союзе возродилось то самое античное понятие «в здоровом теле здоровый дух». Выразилось оно в появлении идеи «физическая культура», в обязательных занятиях спортом, программе «ГТО», серьезном отношении к успехам спортсменов на Олимпиадах. Это новое явление в жизни страны стало не только работой над будущим совершенным человеком, но и актуальной темой для мастеров кисти и резца. Особенно выигрышно она может быть раскрыта в скульптуре, ведь здесь как раз интересна пластика движения, игра развитых мускулов, объем, а не картинка.
Советские скульпторы Матвей Генрихович Манизер и его жена Елена Александровна Янсон-Манизер внесли большой вклад в развитие спортивной темы советской пластики. Большие бронзовые статуи и небольшие гипсовые, бронзовые и чугунные статуэтки раскрывают совершенство человеческого тела в занятиях спортом - будь то бокс или бег на коньках, метание диска или футбол, легкая атлетика или баскетбол. Мастерам даже позировали известные спортсмены, например, Мария Исакова, чемпионка мира 1948 года по конькобежному спорту, футболист Григорий Федотов, гимнаст Донат Калабин. Е. Янсон-Манизер писала: «Вместе мы задались одной целью – <…> дать образы наших жизнерадостных юношей и девушек, здоровых, гибких и сильных, закаленных, как сталь»(Янсон-Манизер Е. А. Художник в метро. «Искусство», 1938. С. 86–87).
Фарфоровые медальоны Е. Янсон-Манизер для вестибюля станции москоского метро «Динамо», статуи в парках культуры и отдыха, небольшие декоративные интерьерные скульптуры М. Манизера, Е. Крандиевской, А. Крыжановской были созданы в контексте того особенного времени 1920-1950-х годов, но не теряют своей актуальной зрелищности и являются изображением человека совершенного, спортивного, деятельного.
Е. Янсон-Манизер