top of page

русский фарфор

Фарфор - материал, который был изобретен полтора тысячелетия назад в Китае, и вплоть до XVIII века изделия из него оставались исключительно дорогими, желанными всеми в Европе восточными диковинками. Много столетий европейцы пытались разгадать эту экзотическую загадку, и только в эпоху Просвещения, на волне подъема науки и образования, удалось найти «рецепт» фарфорового производства. Восточные предметы радовали европейцев своей необычностью, ведь восточная культура коренным образом отличается от западной традиции. Но в то же время хотелось иметь свои, модные сервизы и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие запросам времени. XVIII век подарил Европе множество открытий, в том числе и секрет фарфоровой массы. Одна за другой открывались фабрики по производству «порцелина»: в Германии, Франции, Чехии, и, конечно, в России. Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу Елизаветы Петровны при участии М. В. Ломоносова и Д. И. Виноградова. 

Расцвет художественной деятельности фарфорового завода начался в конце XVIII  столетия, его продукция вышла на мировой рынок и стала цениться во всех европейских государствах. Изначально завод производил предметы исключительно по императорскому заказу, впоследствии же стал обслуживать интересы всего двора и аристократии. 

Зачастую художники прибегали к европескийм, в частности французским образцам - в фарфоре екатерининской эпохи прослеживается влияние Севра. При Павле окончательно теряется след русской художественной традиции, продукция принимает ярко выраженный французский характер. Подъем национального начала в искусстве первой трети XIX века отразился и на фарфоровых изделиях - ампир с одной стороны, патриотические веяния на фоне победы в Отечественной войне 1812 года породили «золотой век» русской культуры. Это просматривается и в росписях сервизов, и в статуэтках, выпущенных в данный период.

При Николае I продолжается подъем фарфорового производства, Императорский фарфоровый завод достиг небывалого расцвета своей деятельности. В это время живописное отделение завода было разделено на несколько мастерских – в одной выполняли цветочные росписи, в другой исторические сюжеты, портреты, сюжетную живопись. Модный «живописный» фарфор выполняется очень искусно и выразительно. Кроме этого, эпоха Николая I  ознаменована новым модным течением, которое принято называть «историзмом». Кроме интереса к западным историческим стилям художники также обращаются к национальному наследию - появляются предметы в русском стиле.  

В эпоху правления Александра II и Александра III интерес к продукции фарфорового завода несколько теряется, придворных заказов становится все меньше. Тем не менее, эксперименты на производстве не заканчиваются: например, вводится модная в то время техника «пат-сюр-пат», которая подразумевает сложную декорировку фарфора росписью фарфоровой массой, за счет чего получается рельефная поверхность предмета. 

Традиция принимать «подношения к Рождеству» и делать ежегодные заказы на фарфор императорской семьей сохраняется и при Николае II. Художественная же традиция претерпевает перемены, в моду входит интернациональный стиль модерн и национальный романтизм с русскими мотивами. С этим связаны эксперименты не только художественного толка, но и технико-технологического. Например, выполняются предметы в технике «транслюсид» (фр. translucide – просвечивающий), украшенную прорезным узором с прозрачной глазурью. Такая техника имитирует традиционную китайскую, которая применялось еще в XVIII веке. Такие предметы с прорезями, заполненными глазурью, становившейся прозрачной после обжига, обладали необычным декоративным эффектом, что особенно ценилось в эпоху рубежа веков. 

В период Первой мировой войны фарфоровый завод во многом переходит на производство технического фарфора, обслуживая нужды военного времени, а после революций 1917 года политика завода переходит на новые художественные и идеологические задачи.

А. Тимус. Кувшин Сирин. ГФЗ
Экспертное заключение на кувшин "Сирин"

Императорский фарфоровый завод

Модель 1896, выпуск 1897

Скульптор А. К. Тимус

Автор росписи Э. А. Сулиман-Грудзинский

Роспись подглазурная полиромная

Марка зеленая  подглазурная штампом: НII под короной 1987

H = 26 см

Из архивных документов Императорского фарфорового завода известно, что к празднику Рождества Христова были выполнены три кувшина "большого огня" стоимостью по 200 рублей. Из них один кувшин предназначался императору, а два - вдовствующей императрице Марии Федоровне. 

Другие кувшины в списках не упоминаются, следовательно, экспертируемый кувшин является одним из трех выше названных и был преподнесен либо императору Николаю II, либо императрице Марии Федоровне. 

"Расценочные ведомости" за 1897 год сохранились не полностью, но на основании имеющихся данных, роспись кувшина атрибутируется художнику Э.А. Сулиман-Грудзинскому, который единственный из заводских художников в 1897 году работал в подглазурной технике. 

Создание модели датируется 1896 годом по документу "Расценочные ведомости живописным фарфоровым вещам" за ноябрь 1896 года, из которого следует, что скульптором А.К. Тимусом был выполнен один кувшин стоимостью 200 рублей. Цена 200 рублей на все упомянутые кувшины свидетельствует о том, что они были выполнены по одной модели.

В 1914 году на заводе повторили выпуск произведений А.К. Тимуса по старым образцам, среди них был и белый кувшин, сделанный по модели 1896 года, который приводится в книге Е. Хмельницкой "Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус. М., 2013" (С. 66-67, 186), где создание модели неверно датируется 1914 годом.

Появление на антикварном рынке кувшина с маркой 1897 года позволяет внести важную корректировку в хронологию творчества скульптора. 

На основании визуального искусствоведческого исследования ви расшифровки марки установлено, что представленный на экспертизу кувшин, выполненный по модели А.К. Тимуса и расписанный Э.А. Сулиман-Грудзинским, является подлинным произведением Императорского фарфорового завода 1897 года и имеет большое историко-культурное и художественное значение. 

Искусствовед Н. С. Петрова

bottom of page