БЮРО
ГАМАЮН
Фрих-Хар И.Г. Шашлычник. 1928
Фрих-Хар Исидор Григорьевич (1894–1978)
Художник и скульптор Исидор Григорьевич Фрих-Хар родился в 1893 году в Кутаиси. С юношества занимался рисованием и лепкой. В 1914 году был призван в армию, но очень быстро получил ранение и попал в Самару, где продолжил заниматься творчеством. С 1917 года он активно включился в революционную деятельность, вступил в ряды Красной армии и руководил отрядом красноармейцев.
После Гражданской войны скульптор занялся преподаванием рисунка и лепки в детских домах в Подмосковье. Не получивший систематического образования, он активно учился работать с разными материалами сам. В эти годы он принимал участие в выставках, выполнял различные заказы, а в 1926 году попал на Конаковский фаянсовый завод. Производство фаянса увлекло художника, и всю свою жизнь он посвятил работе на заводе. Первые работы появляются в 1928 году - навеянные своими воспоминаниями о Средней Азии скульптуры «Шашлычник», «Старый город». В этих скульптурах мастер проявляет себя новатором - самобытно раскрывающиеся образы простых людей, оригинально выявленная пластика материала. В стиле негритянского примитивизма, модного в тот период, в 1929 году скульптор создал декоративный торшер «Негр под пальмой». В фантазийной композиции таится драматический сюжет: пробуждающийся ото сна негр, лежащий под пальмой, не знает, что за широким стволом к прыжку готовится гепард. Современники высоко оценили данное произведение, прочитав в нем политическую метафору: в образе хищника увидели империалистические державы, которые продолжают нападать на Африку.
В 1934 году скульптор организовал на заводе художественную лабораторию, которой он руководил до до 1978 г. Для работы в лаборатории И. Фрих-Хар привлек своих товарищей по Обществу русских скульпторов - И.С. Ефимова, С.Д. Лебедеву. И.М. Чайкова, М. П. Холодную, И.Л. Слонима, В.А. Фаворского.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже И. Фрих-Хар получил золотую медаль за скульптуру «Пушкин на диване». Поэт изображен в домашней обстановке: он лежит на диване в халате и, склонившись над столиком, записывает стихи.
В годы Великой Отечественной войны мастер продолжал работать сначала в Киргизии, а с 1943 года - в Москве. В эти годы были созданы горельефы из бетона для памятника генерал-майору И.В. Панфилову в г. Фрунзе и монумента героям-панфиловцам в Москве, из фаянса - скульптуры «На защиту Родины» и «Прощание».
До 1969 года на Конаковском заводе были созданы разнообразные жанровые произведения: «Гармонист», «Деревенская любовь»,«Леопард», «Тигр», «За власть Советов» и «Официантка» были последними работами Фрих-Хара в фаянсе.
Последне десятилетие своей жизни скульптор посвятил освоению фарфора и хрусталя.
Лирические, самобытные, живые композиции Исидора Фрих-Хара из фаянса представляют собой яркие, красочные произведения декоративно-прикладного искусства.
Фрих-Хар И.Г. Старый город. 1928
Фрих-Хар И.Г. А.С. Пушкин на диване. 1937
Фрих-Хар И.Г. На Южном фронте. Перед наступлением. 1932
Фрих-Хар И.Г. Негр под пальмой. 1929